речь идет о подвале в доме на углу Караванной и Невского проспекта. Т.к. таким дома два, подозреваю, что речь идет о том, где была аптека на втором этаже, иначе чего бы стал гегемон ломиться в эти подвалы с целью экспроприации? Закончилось печально, напились солдатики и постреляли друг друга..Но арзамасцев такая дурная слава подвала не смутила...поселиться там они затеяли в начале 1918г., приблизительно в апреле- мае...( как сейчас помню😀
Решили для литературного общества найти подвал...Во-первых, дело опробованное . Во-вторых, дешевле...Искать долго не пришлось...Набрели на пустовавшее помещение. О более подходящем перекрестке нельзя было и мечтать.То, что у этого подвала дурная слава, не смущало. Дело не в нечистой силе...
История арт-подвала "Бродячая собака" началась в 1911 году. Тогда в это богемное заведение на Исаакиевской площади захаживали многие видные деятели "серебряного века". Здесь были поэты А. Ахматова, Н. Гумилев, В. Маяковский, художник К. Петров-Водкин, известный российский актер и режиссер В. Мейерхольд.
Практически сразу после своего основания Б. К. Прониным, который стал первым директором "Бродячей собаки", арт-кабаре превратилось в "закрытый" клуб для "избранных". Артистам, художникам, поэтам здесь всегда были рады, другим же входные билеты продавались по непомерным ценам. И это одна из причин, почему это кафе считается легендарным: нигде во всем Петербурге нельзя было встретить так много талантливых людей искусства, как в этом, не отличающимся богатством убранства, месте.
К сожалению, арт-кабаре "Бродячая собака" просуществовало недолго: в 1915 году по распоряжению полиции заведение было закрыто. Арт-подвал заново возник в Петербурге только в конце 20 столетия, в 2000 году. Творческая интеллигенция города на Неве вновь обрела приют в уютном четырехкомнатном помещении подвальчика, вмещающего в себя художественную
Леша, знаменитый повал "Бродячая собака" располагался чуть ли не в третьем дворе... "Большак-перекресток"- это не о Бродячей собаке... Кое у кого сегодня "подсказочки" были 😋
"Было темно и холодно. То ли второй, то ли третий двор- ни души. Когда входил под арку, видел дворника- надо было спросить...Прошел направо, где у входной двери по сторонам маячили назажженные фонари. Четырнадцать присыпанных снегом деревянных ступеней круто ведут вниз..." Что-то смутно припоминается, что подвал завален или застроен, то ли какой-то склад в давно перестроенном подвале)))
Я был там с правнучатой племянницей жены Пронина. Исторический вход из 1ого двора. Правда дом реконструировали, так что возможно, часть поперечных корпусов была снесена.
"Я был там с правнучатой племянницей жены Пронина"... Подумалось: сколько лет-то ей было, когда все было? Собаку закрыли году в 1915. Она-то хоть родилась? )))
К осени 1915-го, то есть по прошествии года с начала войны, литературных кружков в столице образовалось немало. Одним из них была «Лампа Алладина». Собирались в гостеприимном подвале Константина Ляндау. «Подвальность» с легкой руки актера Бориса Пронина, основателя «Бродячей собаки», сначала отвечала лишь богемным вкусам. В этом мнилось нечто «подпольное» – подпольный человек, мечтатель, пренебрегающий скучным практицизмом, одобряющий житейскую неприспособленность, игнорирующий кандалы быта. Пронин снял для «Бродячей собаки» пустовавший винный погреб. Ляндау снял и перестроил помещение бывшей прачечной.
Местонахождение этого подвала оказалось стратегически беспроигрышным: набережная Фонтанки, близ Аничкова моста — минута-другая ходьбы от Невского проспекта. Каждый так или иначе оказывался на Невском, а оттуда так удобно было свернуть на огонек «Лампы Алладина» Прачечной там все-таки пахло, что лишь придавало пикантности.
С первого взгляда было ясно, что помещение прачечной сняли не от бедности. На стенах висели дорогие восточные ковры. Помещение было обставлено антиквариатом, в подборе которого легко угадывался вкус к эпохе Александра I. В зарешеченное окно подвала стучались прямо с тротуара, и спускавшийся по ступенькам посетитель сразу попадал в «логово эстета». Границы, делившие гостей на свою и чужих, оставались не особенно четкими. Кружок состоял из начинающих поэтов, был слабо оформлен, то есть не провозглашал никакой программы. Участники были молоды, находились под влиянием Михаила Кузмина, вообще модернизма. Эстетствовали, мечтали о вхождении в литературу, о признании, интересовались театром, отличались начитанностью, были в курсе событий художественной жизни. Их, начинающих поэтов, мелькнуло много в подвале на Фонтанке.
Самым известным из членов кружка был Рюрик Ивнев, уже выпустивший тонкие книжицы «Самосожжение» и «Пламя пышет».
речь идет о подвале в доме на углу Караванной и Невского проспекта. Т.к. таким дома два, подозреваю, что речь идет о том, где была аптека на втором этаже, иначе чего бы стал гегемон ломиться в эти подвалы с целью экспроприации? Закончилось печально, напились солдатики и постреляли друг друга..Но арзамасцев такая дурная слава подвала не смутила...поселиться там они затеяли в начале 1918г., приблизительно в апреле- мае...( как сейчас помню😀
"Литературно-художественное общество "Арзамас" было задумано Г.Ивановым в разговоре с Адамовичем.Оставалась самая малость- дать идее жизнь в плоть. Чтобы воплотить идею, нужно было найти крышу над головой.Предполагалось вселиться в какой-нибудь подвал в центре города.Искать долго не пришлось. Вместе с Адамовичем набрели напустовавшее помещение на углу Невского проспекта и Караванной улицы. О более подходящем перекрестке нельзя было и мечтать. Во всем Петрограде не найти лучшего места. То, что у этого подвала дурная слава, их не смущало. Дело не в нечистой силе, а в том, что в октябре 1917 года в этот угловой дом на Караванной явился "призрак" коммунизма в виде жаждущих экспроприации революционных солдат. Первым делом решили экспроприировать спиртное, а когда нашли и отведали, стали стрелять друг в друга, и никто не сосчитал, сколько осталось в подвале трупов, что-то слишком много..."
redtail, отличный ответ, иду и сама честно"ложусь на лопатки"...
речь идет о подвале в доме на углу Караванной и Невского проспекта. Т.к. таким дома два, подозреваю, что речь идет о том, где была аптека на втором этаже, иначе чего бы стал гегемон ломиться в эти подвалы с целью экспроприации? Закончилось печально, напились солдатики и постреляли друг друга..Но арзамасцев такая дурная слава подвала не смутила...поселиться там они затеяли в начале 1918г., приблизительно в апреле- мае...( как сейчас помню😀