Если жто Спас,то.....Храм Спас-на-крови был возведен в 1883-1907 годах, на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили Царя-Освободителя Александра II
из воспоминаний писателя И.И.Панаева: "...на отпевание Пушкина я не попал в силу предпринятых властями мер (отпевание Пушкина, как известно, перенесли по времени, да и отпевали не там, где ранее предполагалось)..."
Ближайшей к дому, где скончался поэт, была Конюшенная церковь. Однако она была придворной церковью по своему статусу, в ней нельзя было просто так заказать отпевание любому человеку. Вот что пишет Жуковский: "О Конюшенной же церкви нельзя было и подумать, она придворная. На отпевание в ней надлежало получить особенное позволение". И Император Николай I дал разрешение отпевать поэта в придворной церкви, в чём сказывалось его большое уважение к Пушкину."
Граф Гр. Ал. Строганов взял на себя хлопоты похорон и уломал престарелого митрополита Серафима, воспрещавшего церковные похороны якобы самоубийцы.
Народ обманули: сказали, что Пушкина будут отпевать в Исакиевском соборе - так было означено и на билетах, а между тем, тело было из квартиры вынесено ночью, тайком, и поставлено в Конюшенной церкви.
Утром многие приглашенные на отпевание и желавшие отдать последний долг Пушкину являлись в Адмиралтейство, с удивлением находили двери запертыми и не могли найти никого для объяснения такого обстоятельства. В это время происходило отпевание в Конюшенной церкви, куда приезжавших пускали по билетам.
вот... Создавая этот вопрос, я просматривала итоги поиска. Эта версия выпадает всегда первой. Еще недавно я бы четко тоже рапортовала: обманули народ, боялись беспорядков и т.д. и т.п. Наша история была насквозь идеологизированной... На самом деле акценты в этой истории, как постепенно оказывается , немного иные. (Разрешил Николай ) Уже немного осталось.
Доходившие до Императора Николая Павловича в те скорбные дни вести заставляли Его, во избежание беспорядков, самым внимательным образом контролировать положение. А основания для беспокойства имелись.
По свидетельству близкого знакомого А.С. Пушкина, камер-юнкера В.А. Муханова, «погребальная процессия долженствовала идти мимо дома голландского посланника Геккерна, но полиция узнала, что народ собирается бить стекла посланнической квартиры, изменила порядок печального шествия» . «...Боялись волнения в народе, - вспоминал Н.М. Смирнов, - какого-нибудь народного изъявления ненависти к Геккерну и Дантесу, жившим на Невском, в доме к-ни Вяземской (нынеЗавадовского), мимо которого церемония должна была проходить...».
Участник похорон вспоминал раздававшиеся на площади перед церковью решительные возгласы: «Где этот иностранец, которого мы готовы растерзать?»
Император решительно спутал карты тех, кто пытался использовать кончину поэта для организации недовольства...
«Вечером 31 января, - писал М.Н. Лонгинов, - на последней панихиде, бывшей в доме Пушкина, условлено было, что тело вынесут на другое утро в Адмиралтейскую церковь и будут там отпевать его. Все были приглашены туда. Вдруг, часу в третьем ночи, прислано было через графа Бенкендорфа повеление, чтобы тело было перенесено из дома немедленно же и притом не в Адмиралтейскую, а в Конюшенную церковь. Это и было исполнено сейчас же, в присутствии немногих друзей семейства, проводивших последнюю ночь при теле поэта, и в сопровождении присланной нарочно на место многочисленной жандармской команды»
Придворная маленькая церковь Спаса Нерукотворного, где было приказано отпевать Пушкина, была перестроена в 1823-24 гг. «В церковь пускали по билетам лишь высшее общество. Его-то для чего? - с возмущением писал А.Н.Карамзин собственной матери. - Разве Пушкин принадлежал ему?... Выгнать бы их и впустить рыдающую толпу, и народная душа Пушкина улыбнулась бы свыше». Официальный Петербург и высший свет так прощался с Пушкиным, но при этом интересны жандармские отчеты, подтверждающие лицемерную позицию власти по отношению к Пушкину даже после его погибели: «Собрание гостей при гробе было необычным: отпевание намеревались сделать праздничное, многие располагали следовать за гробом до самого места погребения в Псковской губернии... схожее как бы народное изъявление скорби о погибели Пушкина представляет неким образом неприличную картину торжества либералов, - высшее наблюдение признало своею обязанностью мерами внегласным устранить все почести, что и было исполнено".
Возможно что бы не дать народу выразить свою любовь и уважение к поэту?
d7161, добрый вечер. Спасибо большое за Ваше внимание к моему вопросу. Подскажу: правильные слова в Вашей цитате № 14.
Еще раз напоминаю вопрос: почему в церковном учреждении, Исаакиевском соборе в Адмиралтействе, не захотели отпевать Пушкина... Совсем капля осталась...
В начале 1830-х годов и последние месяцы своей жизни А.С.Пушкин жил в Адмиралтейской части (на Галерной ул., Б. Морской и наб.Мойки), считался прихожанином Исаакиевского собора в Адмиралтействе и, видимо, не раз по праздникам посещал его вместе с семьей. Тем более что протоиереем этого собора с весны 1836 года был красноречивый проповедник, магистр и духовный писатель Алексий Малов, который вместе с Пушкиным был избран в январе 1833 года членом Российской Академии. Они не раз встречались на академических заседаниях...
Здесь <в Исаакиевском соборе в Адмиралтействе> должно было состояться ... отпевание Пушкина, скончавшегося от смертельной раны, полученной на дуэли... Граф Строганов взял на себя организацию и расходы по похоронам. От имени вдовы он разослал друзьям и знакомым поэта особые приглашения на отпевание, где было напечатано: «Наталья Николаевна Пушкина, с душевным прискорбием извещая о кончине супруга ея, двора Е. И. В. камер-юнкера Александра Сергеевича Пушкина, последовавшей в 29-й день сего Января, покорнейше просит пожаловать к отпеванию тела его в Исаакиевский собор, состоящий в Адмиралтействе, 1-го числа февраля в 11 часов до полудня».
Однако духовные власти воспротивились проведению обряда отпевания поэта, так как гибель на дуэли по церковным правилам в то время приравнивалась к самоубийству. Тогда сам император Николай I повелел совершить торжественное отпевание камер-юнкера Пушкина в придворной Конюшенной церкви, поручив придворному ведомству организацию похорон, приглашение различных лиц и все расходы. Разосланные Строгановым траурные билеты были действительны, и по ним друзей и знакомых поэта пропустили в Конюшенную церковь, где чин отпевания совершили архимандрит Александро-Невской лавры и шесть избранных священников, среди которых первым стал протоиерей адмиралтейского храма Алексий Малов.
Сборник статей под ред.филологического факультета СПГУ , 2007 год
прошу, нет ТРЕБУЮ, чтобы Вы себе, помимо одного балла за правильный ответ, добавили еще один балл за трудолюбие...
Честно говоря не знал про эту эпопею с похоронами Пушкина, т.к. не являюсь поклонником его творчества, но эта версия была самой первой найденной и показалась слишком легкой для этого вопроса и стал копать дальше.
Церковь считала убитых на дуэли - самоубийцами. И не имеющих право на отпевание. Но благодаря вмешательству царя отпевание прошло в придворной церкви.
А Лермонтова погибшего на дуэли хоронили без отпевания.